Три года катастрофе над Синаем: Семьи 224 погибших в поисках истины
Но главного памятника вечному рейсу — социального центра с храмом Великомученика Димитрия Солунского — все нет. Почему?
Однако часть жителей квартала выступила резко против. Возникли сложности и с китайскими инвесторами, хозяевами «Жемчужины». В итоге концепцию храма полностью пересмотрели и решили, что в первую очередь это будет социальный центр. Под молитвы в нем отведут только второй этаж, а на первом будут работать с людьми, потерявшими близких, в том числе в терактах. Там же разместятся библиотека, детский хор, художественный кружок, реабилитация особых деток и мемориальный зал в память о жертвах синайской трагедии.
4 апреля этого года под храм выделили земельный участок. Договор субаренды подписали настоятель будущего храма Сергий Кубышкин и гендиректор «Балтийской жемчужины» Ван Лянцзюнь. Завершить храм и благоустроить территорию собирались до конца 2021 года.
— Но вдруг наш главный благотворитель, который был согласен помочь только на том условии, что центр с храмом появится в «Балтийской жемчужине», обанкротился, — рассказывают родные погибших в Египте. — До этого нам предлагали пять других мест, но мы сбились с ног, добиваясь участка на Матисовом канале. Получили землю, документы. А теперь строить некому…
В будущем храме, если его все же построят, собираются открыть центр помощи всем, кто переживает потерю.
На строительство нужно около 150 миллионов рублей. Оставшись без инвесторов, приход открыл сбор с помощью эсэмэсок: «Отправь слово «Рейс» на номер 3434…» И батюшке, и членам совета благотворительного фонд «Рейс 9268» понятно, что такими темпами накопить на мемориальный центр с храмом удастся спустя годы, если не десятилетия. Но, увы, крупных меценатов Петербурга проект пока не заинтересовал.
БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
Еще один вопрос, который не дает покоя родным, — это расследование катастрофы. Уголовное дело завели через несколько часов после крушения. Сначала — по статье «Нарушение правил полетов и подготовки к ним», потом ее переквалифицировали в «Террористический акт». Но до сих пор никто так и не назвал имен конкретных людей, которые причастны к трагедии.
— Вся допустимая информация опубликована на официальном сайте, — сообщили «Комсомолке» в СКР в ответ на запрос о ходе расследования. — Предоставление иных сведений на данном этапе противоречит закону.
В июле руководитель главного управления криминалистики СК Зигмунд Ложис заявлял журналистам, что российские следователи подвели итоги работы по этой трагедии. При этом последняя информация о расследовании уголовного дела на сайте СК датирована октябрем 2016 года.
— Каждые полгода мы стабильно получаем уведомление СК о продлении срока расследования еще на полгода. Уже целая стопка скопилась, — вздыхают родственники. — Для теракта срока давности нет. Но уровень общественного внимания снижается. Не исключено, что дело закроют. Только вопрос, с какой формулировкой…
Единственный путь узнать немного больше — суды. Их семьи жертв авиакатастрофы инициировали и в России, и в Египте.
ДОШЛИ ДО КАИРА
В Замоскворецкий районный суд изначально было подано четыре иска. Три из них — о возмещении морального вреда, один — о выплате страховки. Во всех один и тот же состав ответчиков: страховые компании «Ингосстрах» и Allianz Global Corporate & Specialty, турфирма Brisco, компания «Когалымавиа» и владелец самолета «ЭирКап». Затем все процессы объединили в один.
148 истцов требовали около 111 миллиардов рублей. Но 21 сентября Фемида присудила им 32 миллиона рублей моральной компенсации, а двум десяткам родственников назначили пожизненные ежемесячные выплаты от четырех до тридцати тысяч рублей. При этом моральный вред взыскали только с «Когалымавиа». Родственники погибших уже оспаривают решение.
В Африке процессы лишь набирают обороты. В египетских судах участвуют семьи тридцати погибших лайнера А321. Тридцать индивидуальных исков к властям Египта подали еще два года назад. В числе ответчиков — президент, премьер и два министра.
Параллельно в Каире судятся с перевозчиками и страховщиками. Рассчитывают взыскать по три миллиона долларов с властей Египта и по второй группе исков. Каирская Фемида уже признала законным применение египетского законодательства, а значит, пострадавшие могут рассчитывать на крупные выплаты. При этом египетских чиновников из ответчиков вычеркнули. На это уже подали апелляцию.
ПРИБЛИЖАЯСЬ К ИСТИНЕ
— Суды — это единственный инструмент открытости, информированности и приближения к истине, — признаются родные погибших. — На московском суде мы узнали, что был договор перестрахования и что страховщик получил на всем этом безумную прибыль… В Каире выяснилось, что египетская сторона вообще не дает информации о ходе следствия.
Весной Россия возобновила регулярное авиасообщение с Египтом. Такое решение ошеломило тех, чьи любимые были на борту А321. Теперь речь идет о чартерах.
— Теракт складывается из нескольких компонентов, — рассуждает один из родственников. — Техническую сторону можно решить рамками, досмотрами. Но без человеческого фактора любые технические барьеры бесполезны. Чтобы бомба попала на борт самолета, нужна какая-то поддержка со стороны сотрудника аэропорта, служб правопорядка. И в этой части ничего так и не выявили.
Источник: https://www.spb.kp.ru/daily/26901/3946700/